Дмитрий Жданухин, президент Ассоциации корпоративного коллекторства, генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н |
Часто бывает – сегодня еще рано (клиент уйдет к конкуренту, увидев негибкость в вопросе отсрочки платежа), а вот завтра – уже поздно (договоры, денежные потоки и т.д. переброшены на другую организацию и бизнес продолжается без вас). Как же понять, что пора начинать взыскание?
Самое главное, как я считаю, при проведении проверки даже своими силами не только оценивать состояние компании в текущий момент времени, но и моделировать возможное поведение ее руководство в случае, если они по каким-то причинам не исполнят вовремя свои обязательства.
Например, в ходе взыскания методами корпоративного коллекторства в качестве одной из ключевых точек, т.е. лиц, угроза информирования которых может подтолкнуть должников к исполнению обязательств, часто фигурируют объединения предпринимателей, куда входит организация-должник или связанная с ней организация. Возможность исключения из отраслевых ассоциаций, СРО или ТПП и связанный с этим скандал может достаточно долго мешать развитию бизнеса. Соответственно, при проверке контрагентов мы смотрим: участвуют ли проверяемая компания или холдинг в каких-либо объединениях. Такое участие можно считать фактором, повышающим надежность контрагента, как и наличие известных клиентов. Другим моментом может быть публичная, в том числе политическая или общественная активность руководителей или владельцев организации.
Особо важным моментом, который надо рассматривать в первую очередь, я считаю опыт использования предпринимателем, организация которого проверяется, схем затруднения взыскания задолженности, в том числе недобросовестных. Речь идет о таких ходах, как:
- «слив» организации на номинала, т.е. передача видимости владения и управления организацией лицу, которое реально не осуществляет управленческие функции;
- реорганизация (присоединение и т.д.) организации с исключением из ЕГРЮЛ (организация-правоприемник, как правило, в другом регионе и деятельность никакую не ведет);
- «управляемое» банкротство в интересах должника (выход в ликвидацию и затем в конкурсное производство, сопровождаемые часто появлением «искусственных» кредиторов).
Эти моменты легко проверяются по информационным системам, где данные ЕГРЮЛ объединены с информацией картотеки арбитражных дел (Контур.Фокус, СПАРК, Интегрум или просто самостоятельная проверка ЕРГЮЛ на сайте налоговой и данных арбитражных судов, которые также находятся в открытом доступе).
Соответственно, если вы видите или знаете из каких-либо источников, что ранее учредитель проверяемой организации уже «сливал» юридические лица, на которых, судя по данным судов и ФССП РФ, остались долги, то это тревожный сигнал. Это стоит учитывать, даже если сейчас его организация вполне внушает доверие по многим обычно проверяемым параметрам (юридический адрес не массовой регистрации, большой уставный капитал, реальные, а не «номинальные» учредители и руководитель, госконтракты, наличие активов в собственности по балансу и т.д.). Естественно, что использование номиналов, как и другие названные факторы риска, в проверяемой компании также надо учитывать при оценке надежности сотрудничества.
Приведу перечень основных факторов, которые проверяются при оценке надежности контрагента:
- использование номинальных руководителей / учредителей;
- другие организации / информация ЕГРЮЛ, их состояние и суды с ними связанные;
- негативная информация в открытом доступе;
- публичность владельцев / руководителей / организации;
- известные контрагенты;
- участие в объединениях / выставках / конференциях;
- информация о наличии активов.
Несколько «фишек», которые можно использовать даже не заморачиваясь с использованием платных баз и подробным анализом сайтов ФНС и арбитражных судов:
- В поисковой системе (Яндекс, Google) наберите название проверяемой организации и слово «резюме» - это позволит найти резюме сотрудников, которые работали в интересующей вас организации. Если этих резюме много и в некоторых проверяемая организация указана как текущее место работы, то это тревожный знак, а эти люди потенциальные источники информации о ситуации (через сайт по поиску работы с ними вполне можно связаться и уточнить детали).
- Информацию, которая свидетельствует о рискованности или надежности сотрудничества, можно получить от самих контрагентов. Для этого им отправляется анкета, где кроме предоставления обычных данных (телефон, адрес и т.д.) запрашивается информация об участии в объединениях, известных контрагентах и т.д.
Надеюсь, что эти рекомендации приведут к тому, что услуги специалистов по корпоративному коллекторству для вашей организации будут не актуальны.
Источник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий